«Если раньше говорили, что местным работать в промышленности мешает сенокос и охота, то сейчас ситуация меняется»
«Если мы в этом и в следующем годах трудоустроим в промышленные компании тысячу человек, это уже будет достижением», - считает руководитель Госкомитета по занятости населения Якутии Степан Москвитин. О том, на какие специальности устраиваются якутяне, какой заработок им предлагается, и ждут ли их в крупнейших компаниях– в интервью Sakhaday.
- Сколько якутян устроено в промышленные предприятия по программе «Местные кадры - в промышленность»?
- В целом заключены соглашения практически со всеми недропользователями, ведущими деятельность на территории республики. Это 34 компании, работающие в угольной, алмазодобывающей, нефтегазовой, золотодобывающей отраслях. Отмечу, что подписанные соглашения не рамочные, а документы с конкретным количеством трудоустроенных жителей Якутии. Сегодня это не только Чаянда, но и «Алроса», «Колмар», «Золото Селигдара», «Газпром» и другие компании.
По данным, охватывающим первое полугодие, трудоустроено 2808 человек. В середине октября данные будут уже другими.
Из тех, кто трудоустроен мы выделяем две категории – это молодежь и жители сельской местности, так как среди этих двух слоев безработица выше. Из общего количества трудоустроенных по программе, 1349 – это молодые люди в возрасте до 35 лет, и 555 – селяне.
- Широко озвучивалась информация о 59-ти местных рабочих, устроенных на Чаянду. И это при том, что приезжих рабочих там несколько тысяч. Многие скептически отнеслись к такому количеству местных вахтовиков. Это же и правда, капля в море.
- 59 – это была первая партия, уже трудоустроена вторая – 54 человека. Как вы помните, было дано поручение главы Якутии, когда в связи с коронавирусом из Чаяндинского месторождения выехали тысячи рабочих. Госкомитетом заключено соглашение с тремя подрядными организациями Чаяндинского месторождения, туда трудоустроено 115 жителей из 12 улусов.
Все дело в том, что мы находимся в режиме ограниченного передвижения, все осложняется.
Сейчас в связи с коронавирусом, прежде чем выехать на место работы, они проходят обсервацию в «Абырале» в течение 2 недель. После обсервации их вывозят на месторождения. Недавно приехали 106 человек, которые размещаются в санатории партиями. И так до конца года мы должны направить еще 270 человек.
Что касается количества, то не все сразу. Многие сравнивают с Башкирией, мол, выезжают тысячи людей, но это же нефтегазоносный регион. Там все население завязано на работе на нефтегазовой отрасли. Все это создавалось еще при царской России.
Мы только начинаем, поэтому сравнивать некорректно.
- При этом промышленные компании на территории Якутии работают давно.
- У того же «Газпрома» своя кадровая система, они работают по всей стране. У них система переброски бригад из региона в регион, наработанные методы вахтовой работы. Не так-то просто монополисту диктовать условия. Мы сейчас эту ситуацию исправляем, благодаря главе республики, который договорился с Алексеем Миллером. И если мы в этом и в следующем годах трудоустроим тысячу человек, это уже будет достижением. Будем идти постепенно, увеличивая количество. Да, начинаем с рабочих профессий, потом среднее звено. Москва не сразу строилась. Это кропотливая, непростая, сложная работа. Главное – людей обеспечить работой, заработком.
- На какие должности устраиваются якутяне?
- В основном якутяне устраиваются на должности, не требующие квалификации. Это дорожные рабочие, повара, посудомойщицы. Все они работают успешно, живут в благоустроенных вагончиках по 3-4 человека, обеспечены трехразовым питанием, спецобмундированием, досугом.
- Какая предлагается зарплата?
- Зарплата не такая высокая. Она варьируется от 60 до 80 тысяч рублей. На сегодня она устраивает работников. Они отправляют заработок семьям. Многие два месяца отработают, потом отдыхают. Такой режим для жителей республики вполне приемлем.
- Какие специальности востребованы?
- Всегда востребованы горнорабочие, слесари КИПИА, сварщики, водители всех категорий, бульдозеристы, машинисты погрузчиков. В этом году мы обучаем 2,4 тыс. человек базработных граждан. Все за счет бюджета, плюс оплачиваем стипендию и проезд до места обучения.
- Как набираются рабочие в промышленность?
- Мы ведем работу по подбору кадров в том числе и с муниципальными образованиями.
Наша задача – формировать кадровый состав, поэтому работаем со всеми муниципальными районами и городами по подбору персонала. В этот процесс вовлечены главы наслегов, улусов.
Создать в селе большое количество рабочих мест не позволяет рынок. Часть людей занимается сельским хозяйством, единицы устроены в бюджетной сфере. Поэтому ищем работников, желающих работать вахтовым методом в промышленности, это один из выходов.
Затем согласовываем анкеты с подрядными организациями. Мы собрали более 1400 анкет, которые проверяют кадровые службы. Проверка у них серьезная, через систему службы безопасности. Поэтому отсев достаточный большой.
- Как наши показывают себя?
- В целом, неплохо, отзывы хорошие. Постепенно и население понимает, что не всякий может работать в промышленности. Это тяжелые нагрузки. Поэтому уже соизмеряют свои возможности.
Предприятия идут навстречу проблемам республики. Да, в первый год было сложно. Это был 2017 год, когда было только 4 компании. В 18 году – 18, потом увеличилось.
Помните, раньше говорили, что якутам мешает сенокос и охота. И правда, в 90-е годы сельчанину в крупную угольную компанию было сложно устроиться. Сейчас отношение меняется. Главное, эту линию продолжать.