История. Такой была повседневная жизнь Якутска и области
Внимательно знакомясь с архивными документами всегда можно отыскать любопытные факты, которые своеобразно рисуют жизнь нашей Якутской области, помогают воссоздать прежнюю историческую картину. В частности, вот какие сведения мы получили из отчетов различных структур в Санкт-Петербург за 1911 год.
Через Японию на Колыму
Пароход добровольного флота «Колыма» под командой контадмирала П.А.Трояна, который ранее ходил на судах по маршруту Одесса – Владивосток, совершил первый арктический рейс на Колыму из Владивостока через Берингов пролив по Северному Ледовитому океану. По оценке известного полярного капитана П.Г.Миловзорова прочность судна, его конструкция, обводы корпуса, рулевое устройство «совершенно не соответствовали условиям плавания во льдах Арктики». Хотя оно было несколько приспособлено к предстоящему плаванию: на нем было оборудовано паровое отопление и установлен радиотелеграф.
Указывается, что «Колыма» покинула Владивосток 16 июля и после захода в Японию, Петропавловск-на-Камчатке и бухту Провидения 9 августа вошла в Чукотское море. Манверируя среди льдов, 12 августа судно достигло устья Колымы. Во Владивосток судно возвратилось 17 сентября. Весь путь до Колымы и обратно, а это 6800 миль, «Колыма» проделала за девять недель, из которых более двух находилась в Северном Ледовитом океане.
Чаёк под винчестеры
8 сентября в Нижнеколымск прибыла американская моторно-парусная шхуна «Киттивек» для сбора этнографических и орнитологических коллекций для Кембриджского музея. Это было первое иностранное судно, проникшее через Берингов пролив на Колыму. Впрочем, следует отметить, что путь из Тихого океана до острова Врангеля и Чаунской губы был давно известен американским китоловам, которые вели пушную торговлю с чукчами.
«Путешественники привезли большое количество иностранных товаров, было и оружие – винчестеры, маузеры, патроны, порох, китобойные бомбы, - говорит известный старейший энтузиаст архивного дела Александр Калашников. – При этом оружие и товары были арестованы местным исправником, имя которого осталось неизвестным, до получения предписания из Якутска относительно линии поведения с американцами. После получения письма из губернского комитета груз, за исключением небольшого количества подлежащего акцизу, был возвращен владельцам».
На счет груза добавим, что «Киттивек» доставил свыше 800 пудов японского чая, 45 пудов сахара, свинец, топоры, 200 пудов пшеничной муки и другие товары. В июле 1912 года шхуна возвратилась на Аляску.
Украшает Якутск по сию пору
В сентябре состоялось важное событие в жизни Якутска: освящение и торжественное открытие двухэтажного каменного здания областного музея и библиотеки. После молебна в присутствии многочисленных представителей ведомств, учреждений и учебных заведений губернатором Крафтом были провозглашены тосты и здравия в честь государя императора, царствующего Дома Романовых, лиц, покровительствовавших и содействовавших строительству здания музея и библиотеки.
Здание публичной библиотеки и городского музея 1913 г.
По случаю открытия были получены приветственные телеграммы от Императорской Академии наук, якутских студентов, обучающихся в Москве, этнографического отдела Русского музея, редакции газеты «Голос Сибири» и других.
«Якутский край» в своей статье, посвященной этому событию, сообщает, что от имени собравшихся на этом же торжестве была послана телеграмма императору. В ответном послании Николай II написал: «Якутск, губернатору. Поручаю Вам передать преосвященному и всем бывшим на освящении областного музея и городской библиотеки мою благодарность за выраженные мне верноподданические чувства. Николай».
Якутск с населением в то время чуть более семи тысяч человек, заимел огромное и красивое каменное здание, которое украшает наш город по сию пору. Первым консерватором музея был назначен видный революционер-демократ того времени, исследователь Сибири А.К.Кузнецов, приговоренный к повешению, от которого его спасли ходатайства Императорской Академии наук и Русского географического общества.
Кстати, мало кому известно, что за ажурными воротами здания работала еще и метеорологическая станция 2 разряда 1 класса, оборудованная всеми необходимыми инструментами и оборудованием.
Заметим также, что архитектор Лешевич при возведения этого здания широко использовал декоративные элементы русского зодчества XVIII века, которые столетие спустя стали очень популярны. Отделанное красным кирпичом, украшенное оригинальным орнаментом, оно всегда выглядело нарядным и красивым.
Барыш в десятки раз
Упомянем и еще об одном событии, которое получило широкий резонанас в обществе и тогдашней прессе. В сентябре 1911 года в Колымском округе земским заседателем было конфисковано 250 ведер спирта, доставленного нелегально. По тамошним ценам того времени его цена составляла более 40 000 рублей. Для сравнения стоимость этой партии по ценам в Якутске равнялась 3750 рублей.
Шинкари готовят товар к отправке
В северные округа Якутской области с преобладающим местным населением доставка спиртных напитков воспрещалась. Тем не менее по сообщению газеты «Якутский голос», доставка спирта нелегальным путем в Колымский и Верхоянский округа достигла громадных размеров: «От того, что винная торговля в этих округах запрещена, население пить, разумеется, не отвыкло. Налагаемый запрет лишь удораживает его, способствуя наживе несознательных предпримчивых людишек, которые исключительно специализируются на нелегальной доставке алкоголя».
Судитем сами, если бутылку спирта в Якутске можно было купить за один рубль, то в Колымском и Верхояняком округах предприниматели продавали ее за червонец, а то и выше.
Георгий СПИРИДОНОВ
НА СНИМКЕ: «Колыма» под загрузкой (начало ХХ в.)