×

Как жили и на ком женились политссыльные поляки в Якутии

12:37 - 18.12.2021
Как жили и на ком женились политссыльные поляки в Якутии

Как известно, политические ссыльные в Якутии оказали большое влияние на местное население: образованные и грамотные люди, имевшие к тому же познания и в других областях науки, учили детей якутов грамоте, оказывали населению медицинскую помощь, вели изыскания и наблюдения по просьбе научных обществ. Об их жизни в якутской ссылке написано много.

Но если в советской периодике и в научно-популярных изданиях тех лет больше описывалась неустанная борьба политических ссыльных и местного населения против проклятого царского режима и полицейских «держиморд», то жизнь политссыльных среди местных в далекой Якутии описывалась не так подробно. Однако, несмотря на строгие запреты (ссыльным запрещалось официально жениться на местных женщинах), политические ссыльные неофициально женились, у них рождались дети.

Об этом свидетельствуют материалы из архивов, письма и дневники бывших политссыльных, исследования современных историков.

Женился на сестре жены ссыльного

Автор своего многолетнего и известного труда «Якуты», Вацлав Серошевский прожил в якутской ссылке 12 лет, с 1881 по 1893 годы. Отбывал ссылку в самых отдаленных округах Якутской области - Колымском и Верхоянском.

Вообще, в эти места, медвежьи уголки, ссылали народников и социал-революционеров, прибегавших в своей борьбе против царизма к террористическим методам – к взрывам, ограблениям банков, убийствам жандармов и высших чинов, к покушениям на них. Серошевского приговорили к 15-летней ссылке за причастность к убийству агента политического сыска также за хранение запрещенной политической литературы. В общем, обычные уголовные и политические статьи, по которым обвинялись народники и эсеры.

В ссылке в Верхоянске он познакомился с другим политссыльным поляком Яном Заборовским. Последний был женат на местной уроженке Слепцовой. А у нее была младшая сестра Анна. Политссыльный Серошевский влюбился в нее и они поженились.

«Я ближе познакомился с Анной, милой 20-летней девушкой, сестрой жены Яна и мы поселились вместе», - писал позже об отношениях и совместной жизни сам Серошевский. «В 1881 или в 1882-м у них родилась дочь Мария.

После неудачного побега весной того же года, Серошевского приговаривают и ссылают еще дальше на север – в Колымский округ. Именно на Колыме Серошевский напишет свой рассказ «Хаыйлах». Жена и дочь остаются в Верхоянске», - рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИГИ СО РАН Егор Антонов.

Зимой 1886/1887 в Хангаласском улусе заболевает и умирает жена Анна. Серошевский забирает дочь Марию к себе Баягантайский улус, куда его перевели по ссылке. Позже по настоянию его сестры, Серошевского переводят в Намский улус и несколько смягчают ему режим. В 1892 году ему выдают паспорт и право на свободное перемещение. В том же году он с дочерью Марией переезжает в Якутск, чуть позже в Иркутск.

В 1899 году в Польше Серошевский женился на Стефании Мяновской, от которой родились трое сыновей. Но своего первого ребенка – дочь Марию, он не забывает.

«Серошевский пытался привезти ее. На то время она окончила бухгалтерские курсы в Москве, но, судя по всему, на переезд к отцу она так и не решилась», - объясняет архивные находки про семейную жизнь Серошевского научный сотрудник ИГИ.

Приблизительно летом 1913 года, Мария навестила отца в Париже, но через несколько недель вернулась в Россию.

Все это время, Серошевский поддерживал связь с дочерью, работавшей учителем в Москве. Затем началась война. Об антифашистских взглядах Серошевского свидетельствует то, что после нападения Германии на Польшу в 1939, он выступил с призывом оказать агрессорам вооруженное сопротивление. Несмотря на это, Вторую мировую войну он прожил в Польше, в Варшаве.

В 1941 году с приближением немцев к Москве, его дочь Мария эвакуировалась из Москвы. Но после окончания войны никаких контактов отца с дочерью в СССР возобновить не удалось. После смерти жены в 1942 году, Серошевский переехал к сыновьям. Вацлав Серошевский умер в апреле 1945 года в возрасте 87 лет.

Историк: «Пекарский часто отсутствовал дома и не присутствовал при крещении детей…»

Другой политссыльный с польскими корнями – Эдуард Пекарский. Он тоже был неофициально женат на якутке, у них родились дети.

140 лет назад, в декабре 1881 года Пекарского – будущего составителя «Словаря якутского языка» – доставили в Игидейский наслег Ботуруского улуса (сейчас Таттинский) отбывать ссылку. Сперва его поселили в юрте смотрителя междворной станции. На тот момент Пекарскому было 23 года, он был холост. Спустя год, он построил себе отдельную юрту. Домработницей у него была молодая девушка – Анна Шестакова.

«С нею Пекарский прожил 13 лет, так и не вступив в законный брак. Поскольку они не были венчаны, то дети, родившиеся у Анны Шестаковой, были записаны как незаконнорожденные. Эти данные подтверждаются выписками из метрических книг Ытык-Кюельской Преображенской церкви», - поясняет кандидат исторических наук Татьяна Щербакова. Она работала и изучала личные фонды законной супруги Елены Андреевны Пекарской (Кугаевской), хранящимися в филиале Санкт-Петербурского филиала Архива РАН.

Согласно записям в метрических церковных книгах, дочь Сусанна родилась в июне 1894 года, сын Николай – в ноябре 1895 года. В разделе о родителях детей, записана только их мать: «Перваго Игидейскаго рода родовичка Анна Петровна Шестакова, православнаго вероисповедания. Дите незаконнорожденное», записано в церковной книге.

«Как известно, именно в 1894 - 1896 годах Эдуард Карлович, в составе Сибиряковской экспедиции, часто отсутствовал дома. Не присутствовал он и на крещении детей. Но на эти факты, пишущие о жизни Пекарского, внимания почему-то не обращают», - говорит исследователь архивных документов о Э.Пекарском.

При крещении девочку записали по фамилии матери – Шестакова, а мальчика по фамилии крёстника – Оросин. Кстати, детей крестил протоиерей Димитриан Попов.

Эдуарду Пекарскому, как грамотному студенту, проявлявшему интерес к изучению якутского языка, отец Димитриан Попов передал тетради с записанными в них якутскими словами. Впрочем, Пекарский начал изучать якутский язык вынужденно, так как среди якутов конца 19 века было мало понимавших и говоривших по-русски.

В продолжении материала о Э.К. Пекарском – как он усыновил детей Анны Шестаковой и почему он отказался от приемного сына и его судьба.

Аркадий ЛЕБЕДЕВ, Sakhaday.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Лучший комментарий
Ням ням
19:34 / 18.12.2021

якутки чувствовали большую европейскую "чукурушку"

Комментарии
Понятно
15:04 / 18.12.2021

Поляки сосланные в Якутию подженивались на якутках легкого повеления. Они недолго жили, в отличие от поляков. Поляки быстро возвращались к своей прежней жизни в Париже и в Польше.

1
Билэрчэй
15:15 / 18.12.2021

Все революционеры были евреями, в том числе польские...

2
Ням ням
19:34 / 18.12.2021

якутки чувствовали большую европейскую "чукурушку"

5
11
20:18 / 18.12.2021

пишут что якобы женщины спецом навещали ссыльных, чтобы родить "красивых" деток. неужели тогда не было осуждения такого поведения со стороны общества?

2
Гера
20:32 / 18.12.2021

Малочисленный народ вынужден вливать свежую кровь, чтобы избежать генетических болезней. Наверное поэтому не было осуждения.

2
Декабрист
21:16 / 18.12.2021

Есть такое понятие- судьба. Не надо фантазировать кто, что, зачем. За далью времен мы вряд ли узнаем все детали жизни ссыльных и их женщин.

2
.
23:18 / 18.12.2021

Помимо Серошевского,были поляки Свидерски парикмахер стал в 1919 г на ч. Милиции всея Якутии.Зурбжицки конструтор "янолета" самолет.А так по Казаряну польских евреев садили в Олекме,в Якутске,а собств.енно на восток ссылались чистых поляков

0
Гость
6:34 / 19.12.2021

Из Вилюйског острога мой прадед забрал заключенную. Возил рыбу , мясо , обменивал на соль, муку и мануфактуры. Вывез, как смертную. Довез до Кобяя. Выходил, она 10 детей родила

4
Евдокия
15:14 / 19.12.2021

Жениться на местных женщинах вынуждали обстоятельства и ничего в этом нет ни криминального, ни аморального.Все ясно и просто

4
Leg
5:47 / 20.12.2021

Григорий Тымты, сосед Пекарского, рога понаставил ему?

0
Неважно
12:58 / 26.12.2021

Мой прадед поляк похоронен здесь, детей своих воспитал, его сын, мой дед с женой родили 10 детей, предпоследний, мой отец рассказывал много про деда своего. Так что не надо обзывать якуток, вы оскорбляете наших предков. Вспомните, как якуты мужчинки, получив образование, женились на любых понахеавших за длинным рублём славянок. Что в итоге то получили?😃 брошенные на старости лет ненужные объедки в нищете тихо подыхали.

1
Загрузка...