×

Ко Дню гражданской авиации России. На передовой - аэродромная техника

9:39 - 9.2.2021
Ко Дню гражданской авиации России. На передовой - аэродромная техника

АО «Аэропорт Якутск» поздравляет коллег с профессиональным праздником и желает крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях и достижения новых профессиональных высот!

В аэропорту «Якутск» -40 градусов, утро, небольшой снег. В первую половину дня, во время пиковой нагрузки аэропорта, так называемые «окна» между рейсами могут составлять от 15 минут до 1 часа. В эти небольшие промежутки времени инженер аэродромной службы, запросив разрешение у диспетчера старта, ведет колонну снегоуборочной техники на очистку взлетно-посадочной полосы.

Колонна состоит из пяти подметально-уборочных спецмашин, оборудованных щеткой, механизмом для обдува и отвалом шириной 6 метров. Поскольку ширина полосы составляет 60 метров, для ее очистки достаточно одного или двух круговых проходов колонны – в зависимости от количества осадков.

Именно аэродром делает аэропорт аэропортом. А за содержанием всей территории аэродрома в круглосуточном режиме отвечает аэродромная служба. Техники и инженеры службы делают все возможное, чтобы аэропорт принимал и отправлял воздушные суда без перебоев, невзирая на различные капризы погоды.

Участок аэродромной техники (УАТ), входящий в состав аэродромной службы, располагает 30 единицами разнотипной техники, которой управляют 37 водителей и машинистов. В сменах работают водители первого класса, денно и нощно оперативно предоставляя спецтехнику для тех или иных работ.

По словам Александра Федорова, исполняющего обязанности начальника участка аэродромной техники, основная часть работы подразделения - это очистка перрона, стоянок воздушных судов, рулежных дорожек и взлетно‐посадочной полосы от снега, слякоти, наледи и пыли. Все это сопровождается текущим ремонтом и содержанием автопарка в исправном состоянии. Александр Степанович, сам начинавший механиком в УАТ и проработавший в аэропорту «Якутск» 16 лет, уверен, что в подразделении случайных людей нет.

В подтверждение своих слов он представляет мне Владимира КРИВОШАПКИНА, которого считает одним из самых высокопрофессиональных водителей, талантливых механиков и опытных работников участка. За его спиной – 40 лет работы в аэропорту.

- Владимир Георгиевич, как вам нынешняя зима?

- У нас климат такой, что при сильных морозах осадков нет, гуляет мелкая пороша, и все. Это позволяет нам использовать снегоуборочные машины в меньшей степени, ведь температура ниже 50 градусов опасна для техники с подвижными частями: металл не выдерживает, ломаются крепления отвалов. Поэтому весь январь за всю технику в буквальном смысле отдувалась ветровая машина. Это такая спецтехника с реактивным двигателем на базе КамАЗ. Называется «Аист-5» ВМУ – это недавнее приобретение аэропорта. Самолетная турбина ВК-1 создает мощные порывы, сдувая в сторону снег и наледь. Дальность обдува как раз покрывает ширину нашей полосы. Да, январь был холодным, но зато начало зимы было аномально теплым для наших краев, это стало для нас настоящей проверкой на выдержку и профессионализм. Выпало много осадков, мы работали в непрерывном режиме, даже сменялись там же, на поле. Меняли щетки на снегоуборочных машинах два-три раза в неделю, хотя обычно одна щетка держится с неделю. Водители и машинисты у нас взаимозаменяемые, все на высоком уровне владеют транспортом категорий B,C и Е.

- Какие другие сложные моменты встречаются в вашей работе?

- В переходное время с осени на зиму и с зимы на весну для нас наступает самое сложное, требующее концентрации всей энергии, сил и внимания время. Мы называем этот период “переход на ноль”, то есть в это время стоит температура около нуля градусов, и она может колебаться от плюса к минусу и наоборот. Для аэропорта “Якутск” это октябрь и апрель. В эти периоды нашей задачей становится всеми силами не допустить обледенения взлетно‐посадочной полосы, рулежек и перрона. Для этого используем распределитель жидкого противогололедного реагента. Это тоже одно из новейших приобретений аэропорта. А для нас нет большей радости, чем когда обновляется техника. Сейчас, с потеплением, с приходом весны начнутся снегопады – у нас начнется, как говорится, «уборочная страда».

- Как вы готовите технику к таким большим объемам работ?

- Мы проходим техосмотр два раза в год – весной и летом. Инспектируют Гостехнадзор и ГИБДД. Кроме того, в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду закупаемся запасными частями, заказываем щетки. Например, к нынешней зиме закупили 4000 щеток, но, как я уже говорил, ранней зимой было много снега, дозаказали еще 4000. Но думаю, что часть из них уйдет в резерв на следующую зиму.

- Какая другая спецтехника участвует в снегоуборке?

- Для уборки больших пластов снега после сильных снегопадов используется шнекороторный снегоочиститель РольБа 1000. Снег, проходя через лопасти шнека, попадает в направляющую трубу, называемую “улиткой”, и выбрасывается в сторону на расстояние до 45 м. Кроме шнекоротора, в автопарке имеется еще семь единиц тракторной техники. Это грейдеры и фронтальные погрузчики. Снег, убранный с территории, вывозим на специальный полигон на самосвалах.

- А что представляет собой фронт работы в летнее время?

- Летом активно боремся с песчаной пылью. Для этого используем машину-пылесос Бошунг. Она у нас единственная в своем роде, в начале 2000-х меня отправляли за ней в Швейцарию, где я прошел специальное обучение. Жалко только, что она эксплуатируется только до -30, все-таки «европеец». Камешки и прочий мусор с перрона сдувает ветровая машина. Тракторами косим траву, обсыпаем объездные пути. Ну и, как я уже говорил, усиленно готовимся к зиме, обучаем кадры.

- Много новых работников поступает в службу?

- Текучести кадров у нас не наблюдается. Но происходит постепенная смена поколений – ветераны уходят на пенсию, принимаем новых. Понятно, что не у всех бывает опыт работы с такой специфичной техникой, как аэродромная. Поэтому ведется наставническая работа, передача опыта. Предприятие обучает водителей на категории А3 и Е.

- Расскажите о себе, о начале своего трудового пути. Как это происходило у Вас?

- Я родился в Жатае в семье ветерана Советско-японской войны 1945 года, уроженца Оймяконского района Кривошапкина Георгия Кирилловича, кавалера ордена Красной Звезды. В мирное время он был капитаном судна в Ленском пароходстве, трудился на Жатайском судоремонтном заводе, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Мама была нянечкой в детском саду, они воспитали троих сыновей.

В Якутский объединенный авиаотряд я пришел в 17 лет после окончания ДОСААФ в 1981 году. На руках были только водительские права. Взяли в УАТ автослесарем – временно, до совершеннолетия. Но по исполнении 18 лет был водителем недолго, призвали в армию. Служил в Чите в ракетных войсках. После демобилизации вернулся, доучился на нужные категории. Тогда вместо нынешних МАЗ-АСВ аэродром очищали на машинах ДЭ-224, а объем работ был больше, ведь тогда действовали две взлетно-посадочные полосы и семь рулежных дорожек. В это время благодаря своим старшим коллегам я прошел хорошую школу не только как водитель, но и как механик. В 80-е мы своими силами собрали ветровую машину, установив на КрАЗ авиадвигатель ВК-1.

- А потом наступили 1990-е. Чем вам запомнилось это сложное, неоднозначное время?

- Что мы только не пережили. Зарплату не платили по три, а то и по шесть месяцев. Но ведь вся страна так жила, что поделать, терпели. Благо, коллектив у нас был сплоченный, есть понятие «аэродромщик» - так вот, мы были настоящими аэродромщиками. Поэтому даже в такие тяжелые времена нам удалось сохранить наш коллектив. Зарплата, хоть и с задержками, но приходила, откладывали ее. Но на содержание автопарка деньги выделялись, и это было главным. Кроме того, использовали «остатки былой роскоши»: выкручивали запчасти со списанной техники, ведь в советское время техника по плану обновлялась каждые пять лет. Еще в то время по городу действовала бартерная система между водителями и механиками – все друг друга знали, менялись необходимыми запчастями, у кого что есть. Но ведь у нас техника специальная, бывало, что нужной детали не найдешь во всем городе. Еще помню, как ездили помогать Маганскому аэропорту, они во время снегопадов своими силами часто не справлялись.

- Чем увлекаетесь помимо работы?

- Мое главное увлечение также связано с работой. Люблю все, что связано с гидравликой и электрикой машин. Читаю много литературы на эту тему, изучаю схемы и чертежи, все-таки я больше самоучка. Рад, что могу применять свои знания в работе. Если говорить о чем-то, что не связано с работой, то мы всей семьей увлекаемся дачей-огородом: я выращиваю овощи, жена и дочь – опытные цветоводы. Люблю летнюю рыбалку, ловлю рыбу на спиннинге – так интересней, сети не признаю.

- Вы проработали в аэропорту ни много ни мало, а целых 40 лет. Должно быть, Вы действительно сильно любите свою работу.

- Коллеги говорят, что аэродромная служба – это элитное подразделение аэропорта. Может, и в шутку, но доля правды в этом есть, ведь аэропорт начинается с взлетно-посадочной полосы. Можно сказать, работа аэропорта зависит от нас. И мы с полным пониманием своей ответственности круглосуточно и бесперебойно находимся на передовой.

Саргылана Сандар

Фото автора

Sakhaday.ru