Неизвестное об известном якутском художнике Иване Васильевиче Попове
В нашей исторической рубрике мы познакомим с малоизвестными фактами из жизни и творчества Ивана Васильевича Попова (1874-1945 гг), русского, уроженца Таттинского улуса из семьи священнослужителей, прекрасно говорившего на якутском языке, нашедшего свое призвание художника в уже зрелом возрасте. Его называют основоположником якутского изобразительного искусства.
Выставка накануне премьеры
13 апреля в 23 часа на Первом канале состоится телевизионная премьера художественного фильма «Не хороните меня без Ивана» якутского режиссера Любови Борисовой, основанного на биографии художника Ивана Попова, жившего в 19-м веке и занимавшегося этнографической деятельностью. А перед просмотром кинофильма стоит посетить выставку, посвященную 150-летию Ивана Васильевича Попова.
На выставке можно увидеть оригиналы картин, знакомых не одному поколению якутян, представлены карандашные наброски к будущим картинам, написанные Поповым иконы. В начале 20 века, он начинал как иконописец. Иван Попов был не только талантливым художником, но и фотографом. До наших дней сохранились уникальные и редкие фотографии из жизни и быта простых жителей якутской глубинки начала 20-х веков.
Работы И.Попова, представленные на выставке
Родом из семьи священников
Иван Попов в мае 1874 года в Ытык-Кюеле Таттинского улуса в семье священнослужителя. Дедом будущего художника был протоиерей Димитриан Попов.
Вообще, священники Поповы прибыли в Якутию из Центральной России еще в 18 веке.
Прадед художника – Семен Попов до самой своей смерти служил в Покровской церкви Кангаласского прихода (сейчас г.Покровск Хангаласского улуса) и там же, согласно архивным данным, похоронен.
Династия священнослужителей, известных художников и краеведов Поповых (родной брат И.В. Попова – Пантелеймон Васильевич Попов) ведет свое начало с тех давних пор. Они сделали много для распространения православия и просвещения среди местного населения. Как уроженцы Якутии Поповы прекрасно знали якутский язык и считали его своим вторым родным языком.
Уроженец селения Покровское, выпускник Якутской и Иркутской духовных семинарий Димитриан Попов был назначен священником Преображенской церкви в Ытык-Кюеле. Здесь на собственные средства он открыл школу для детей, долгими зимними вечерам при свете свечи также записывал устные сказки, легенды, пословицы и поговорки, приметы. Кстати, один из первых учеников священника Димитриана Попова - Константин Оросин в 1880 году записал для Эдуарда Пекарского знаменитое олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
Именно дед привил своему внуку Ивану Попову с детства любовь к рисованию, под его началом будущий художник начинает писать иконы, делает карандашные зарисовки старинной одежды и утвари. Под наблюдением деда с раннего детства он вел специальный словарь, в который вносил малоупотребляемые якутские и русские слова, вошедшие в якутскую речь. Впоследствии он серьезно занимался фольклором и этнографией.
Вместе с зятем, тоже священником Таттинского улуса, молодой Иван Попов помогал ссыльному Эдуарду Пекарскому над составлением будущего словаря якутского языка по записям деда Димитриана Попова, вели переписку до самой смерти академика Пекарского.
«Ему (Ивану Попову) передалась любовь деда к якутской речи. Протоирей Димитриан находил эту речь исключительно богатой, меткой, звучной, живописной и красивой. Он считал, что якутский язык занимает в Восточной Сибири такое же место, как французский в Европе и говорил, что он даёт возможность общения с местными племенами от Туруханска до Сахалина», - отмечают архивисты и исследователи.
«Это художественная реконструкция Якутского острога и обстановки прошлого»
Одна из самых узнаваемых картин Ивана Васильевича Попова - «Якутск конца XVII столетия». На картине художник с фотографической точностью изобразил зимний Якутский острог, избы, жителей, обстановку 17 века.
Самая известная, хрестоматийная картина И.В.Попова, 1926 г.
Так как же Иван Попов воссоздал на своей картине острог, обстановку тех далеких времен? Глядя на картину кажется, что художник изобразил Якутск и острог с натуры, т.е. то, что он видел перед собой в реальном времени. Между тем, к 1928 году, когда картина была закончена, от Якутского острога осталась лишь одна из стен, да несколько башен. В годы гражданской войны, зимой 1922 года, когда Якутск находился в осадном положении, в окружении белобандитов и повстанцев, горожане использовали бревна деревянного острога для топки печей. Тогда чудом сохранилась одна из главных надвратных башен, ставшая впоследствии символом Якутска.
Александр Дьяконов, ответственный секретарь ЯРО Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
«Когда Иван Васильевич увидел Якутский острог, то на тот момент от него остались только надвратная башня и западная часть стены. И что изображено на картине, по сути, это художественная реконструкция острога. Чтобы воссоздать его на картине, художник изучил научные труды, которых даже к концу 1920-х годов было достаточно, он использовал планы города Якутска 18 века, на которых отмечен острог и постройки внутри и около острога. Кстати, при написании своей картины Иван Попов изучил планы города Якутска 1917 года, составленные его родным братом, известным краеведом и тоже художником Пантелеймоном Поповым».
Картина была высоко оценена, как историками, так и профессиональными художниками своего времени.
- Иван Попов в детстве заболел оспой, но стараниями и молитвами деда Димитриана Попова и родителей, мальчик выжил.
Из воспоминаний Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона:
«Я помню, как Иван Васильевич однажды засвидетельствовал мне своё благодарное чувство к одному из руководителей районной власти. Это был председатель райисполкома Захар Васильевич Сыроватский. Он хорошо рисовал и слыл среди нас, слушателей педагогического техникума, художником. Вот он как-то однажды обрадовал Ивана Васильевича: притащил (ночью) завёрнутый в трубку большой старый холст и сказал: «Иван Васильевич, может быть, этот старый холст Вам на что-нибудь пригодится…» Отложил в сторону и ушёл. Иван Васильевич из любопытства развернул холст и увидел образ Христа Спасителя-Вседержителя, написанный им же самим в молодые годы по заказу своего отца для Ытык-Кёльской Преображенской церкви».
«По признанию самого художника, сделанного мне в 1944 году, у него пропали более 60-ти работ и множество рисунков, подаренных, проданных за бесценок или не возвращённых ему».
- И.В.Попов был дважды женат. Первая жена из бедной якутской семьи умерла от болезни. Попов посвятил ей одну из своих первых работ - «Красавица Севера». Попов подарил картину своему другу и земляку ученому-этнографу В.Н. Васильеву.
- Первая профессиональная выставка И.В.Попова состоялась только в 1974 году в 100-летний юбилей народного и первого профессионального художника Якутии.
«Такое ощущение, что погружаешься в атмосферу того времени»
Альберт Элляев, член Союза художников России, отличник культуры РС(Я):
«Он первый художник Якутии с профессиональным высшим образованием – Иван Васильевич Попов закончил Академию художеств Репина. Глядя на его известную картину Якутска 17 века, словно погружаешься в атмосферу того времени: вдали видны сопки долины Туймаада, низкое небо с темными облаками. Судя по всему, на картине – середина октября, наверное, Покров день, поскольку на Покров в Якутии выпадал зимний снег. На картине мы видим жителей Якутска, которые готовятся к зиме, идут и едут на повозках к торговым рядам.
В 2002 году я написал на картине Преображенский храм с видом на Зеленый луг и реку Лена. А потом я увидел свою картину рядом с картиной самого Ивана Попова на выставке, посвященной 370-летию города Якутска».
И еще о связи времен и судеб. Рамы для картин Ивана Попова изготовил столяр Владимир Сизых. И на выставке в здании Комдрагмета представлены картины Попова в рамах этого столяра.
«Он был очень начитанным человеком и рассказывал, мне, тогда студенту, интересные истории из жизни известных людей республики. Мне было очень интересно слушать его и учиться, в том числе, в изготовлении рам для картин», - отмечает художник.
«На картинах мы видим живых людей»
Николай Курилов, юкагирский художник и писатель:
«Картины и портреты людей, запечатленные Иваном Поповым, смотрятся совсем по-другому. Благодаря художнику, вышедшему из глубин народа, мы можем сейчас увидеть живых людей, одежду того времени, можем посмотреть настоящие якутские украшения, орнаменты и узоры. Картины и фотографии Ивана Васильевича Попова – это оригинальные работы с оригинальных материалов. Это настоящее историческое наследие.
Как жаль, что у юкагирского народа не было своего мастера и художника как Иван Васильевич Попов, поэтому мы, юкагиры, многое, к сожалению, потеряли».
***
Ремесло и дело своего прадеда Ивана Васильевича Попова сейчас продолжают потомки художника. Внук Иван Иванович – профессиональный художник, правнучка учится в Якутском художественном училище.
Внук И.Попова - Иван Попов и архиепископ Якутский и Ленский Роман
Выставка, посвященная 150-летию художника Ивана Попова открыта на втором этаже в здании Комдрагмета до 24 мая.
И.В.Попов с семьей. Фото - pravlogos.ru