×

«Первый канал» запустил «школу выживания» для россиян. Что это значит?

6:14 - 2.12.2018
«Первый канал» запустил «школу выживания» для россиян. Что это значит?

По ТВ на полном серьезе советуют покупать деревянные игрушки и беречь кипяток в термосе.

Рекомендации «Первого канала» о том, как экономить даже на самом необходимом, являются тревожным сигналом. По мнению экспертов, телевизор начинает «зеркалить» существующую реальность, в которой миллионы людей вынуждены отказывать себе даже в еде и одежде.

Накануне в программе «Доброе утро» на «Первом канале» россиянам дали ряд рекомендаций о том, как сэкономить деньги. Маркетолог Максим Маклай и авторы сюжеты посоветовали не водить детей в магазин, в супермаркете покупать только отечественные продукты и деревянные новогодние игрушки — они не разобьются. В пример также привели пенсионерку, которая экономит до тысячи рублей в месяц, храня кипяток в термосе, чтобы лишний раз не расходовать газ. Героем сюжет стал и мужчина — он набирает половину раковины воды, сначала бреется, а затем этой же водой умывается. Да и электричество гражданин старается не тратить — зажигает свечи. По его признанию, это «успокаивает нервы и плюс экономия».

По словам политолога Константина Калачева, в советское время подобные советы тоже имели место, но «выглядело это изящно». «Как, например, кулинарная книга „Для студентов и влюбленных“, предлагавшая рецепты на каждый день из самых простых и дешевых продуктов, — заявил он „URA.RU“. — Все это преподносится как „народная мудрость“, „маленькие хитрости жизни“, но я уверен, что сами авторы этих лайфхаков предпочли бы другую жизнь», — заключил Калачев.

Глава агентства «Социальные коммуникации» Илья Паймушкин утверждает — подобные сюжеты появляются вдогонку тем процессам, которые идут в обществе. «Для большинства жителей различных регионов России экономия на вещах и продуктах уже стала нормой. Даже в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в некоторых сетевых магазинах к обеду исчезают продукты повышенного спроса, которые обозначены желтыми ценниками как участвующие в акции», — рассказал он.

Эксперт по коммуникациям Алена Август советует не пугаться подобных историй. «Весь мир экономит на всем и постоянно — достаточно пообщаться с друзьями в Европе. Жить по системе „авось, выплывем“ уже не получится, если у вас нет дядюшки по фамилии Рокфеллер», — сказал она «URA.RU».

Впрочем, источник «URA.RU» на «Первом канале» не увидел в сюжете сенсации: «Сюжеты про то, как экономить, покупая продукты с нижних полок; похудеть, ставя на стол тарелки меньшего размера, сшить платье из двух старых юбок или новую юбку из старых платьев выходят в программе „Доброе утро“ десятилетиями. Экономия — одна из самых привлекательных для телезрителей тем».

 «URA.RU»