«Не стоит торопиться с принятием поправок в Конституцию в таком объеме и в такой спешке» - особое мнение Айсена Тихонова
Общественник, политик Айсен Тихонов поделился с Sakhaday своим видением по поводу изменений в Основной закон страны.
- Я как гражданин, общественный деятель и в прошлом политик, выражаю свою позицию по предстоящему одобрению внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Изучив документы, касающиеся внесения изменений в Конституцию РФ, у меня возникают вопросы, которые требуют обсуждения и внимания.
Первый вопрос: Почему нам предстоит голосовать за все изменения одним пакетом? Необходимо отметить, что даже на первый взгляд есть спорные пункты и поправки, с которыми люди могут быть не согласны. При этом если они голосуют против, то голосуют и против нужных им поправок. Это неправильно и больше похоже на попытку выкручивания рук или «продажи в нагрузку», когда хороший товар продается только в придачу с ненужным, от которого невозможно отказаться. Считаю, что за каждый пункт изменений должно быть отдельное голосование.
Второй вопрос: Качество подготовки и проработки поправок вызывает сомнения.
Сами изменения, внесенные в Госдуму, занимают 21 страницу, а пояснительная записка, обосновывающая целесообразность их принятия, всего 4 страницы, где даны совсем краткие пояснения лишь по ряду поправок, а по остальной доброй паре десятков изменяемых статей Конституции вообще нет пояснения, а ведь это основополагающий закон страны. Вообще вызывает удивление, как на основе всего чуть больше 3 страниц пояснительной записки депутаты Госдумы приняли решение и проголосовали.
Третий вопрос: Почему такая спешка? Отведено совсем немного времени для изучения и обсуждения поправок в самый главный закон страны. Доведут ли до каждого гражданина полный текст поправок в Конституцию до дня голосования и будет ли растолкована населению страны за столь короткий период целесообразность и обоснованность каждого пункта.
Четвертый вопрос: Что подразумевается под созданием федеральных территорий? Изъятие из регионов в федеральную территорию всей Арктики и/или территорий ТОР в интересах госкорпораций и олигархов?
Пятый вопрос: Не понимаю необходимость введения целых семи сенаторов с пожизненным сроком пребывания. Разве Совет Федерации и Государственная Дума не законодательные органы, где должны работать законодатели в интересах народа. Почему это место официально хотят превратить в синекуру и место почетного отдыха, куда отсылают граждан за выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности пожизненно, ведь есть много других способов вознаградить их за выдающиеся заслуги, государственные награды и звания, персональные пенсии и т.д. Надеюсь, что сенаторами пожизненно не будут делать людей, чтобы защитить их от уголовного преследования за их деяния.
Шестой вопрос: И хотелось бы поправку в Конституцию, касающуюся цен на бензин: когда цена на нефть падает в мире, бензин в России должен дешеветь. И в этом наверное меня поддержат не только жители Якутии, но и всей страны, так как дешевый бензин - это один из столпов развития экономики. Это необходимо закрепить в Конституции, так как в жизни все происходит наоборот, сырье дешевеет, а бензин дорожает, и никто не может ничего с этим поделать.
И это только те пункты поправок, которые я успел посмотреть и понять, а в целом документ вышедший из Госдумы состоит из более чем 50 страниц и поправок в более 20 статей Конституции, которые еще предстоит осмыслить.
Седьмой вопрос: Слишком мало времени и печатной площади выделяется для информирования граждан Российской Федерации о подготовке и проведении общероссийского голосования, разъяснения порядка участия:
1) общероссийские государственные организации телерадиовещания - не менее 15 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов;
2) региональные государственные организации телерадиовещания - не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов;
3) редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, региональных государственных периодических печатных изданий - не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади.
Получается, что этого по сути хватит только на то, чтобы сказать когда и где будет голосование, и куда нужно ставить галочку. На доведение до граждан текста поправок или Конституции в новой редакции точно не хватает ни эфирного времени, ни печатной площади. А ведь еще в национальных республиках тексты поправок, пояснений к ним и новая редакция основного закона должны быть переведены и донесены до людей на национальном языке.
То есть, люди будут голосовать, даже не понимая, за что голосуют.
Восьмой вопрос: Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию коронавируса, и скорее всего день голосования попадет на период вспышки эпидемии в России в апреле. Неужели народ отправят на участки голосовать в места массового скопления и подвергнут риску заразиться, причем в большей степени волнуюсь за старшее поколение, которое добросовестно ходит на выборы, но в то же время подвержено коронавирусу сильнее других. Будут ли рассматривать вариант переноса даты голосования на другой срок, если ситуация с коронавирусом в России ухудшится? Даже Олимпийские игры готовы перенести.
В то же время понимаю, что какие-то изменения в Конституцию нужны срочно внести для непосредственной защиты интересов страны и граждан в условиях меняющегося международного положения и внешних угроз и вызовов, так можно ведь принять поправки только в их части, а остальное обсуждать детально и внести позже. Раз начали менять Конституцию, то предполагаю, что как минимум теперь раз в пять лет будут ее менять, теперь это уже не является незыблемой догмой.
Многие говорят, что уже поздно: закон об изменениях в Конституцию уже принят и вступит в силу, поезд ушел. Можно ли остановить этот процесс? Можно, если будет на то сильная народная воля. Любой закон, принятый человеком, может быть изменен или отменен человеком. Человек не в силах поменять только законы Мироздания.