×

Танковый прорыв: 5 машин XX века перевернули правила боя — из-за них меняли тактику целые армии

2:30 - 20.11.2025
Танковый прорыв: 5 машин XX века перевернули правила боя — из-за них меняли тактику целые армии

История танков — это несколько ключевых машин, которые раз и навсегда поменяли логику войны

Интересное историческое исследование опубликовали на канале TehnObzor.

Началось всё в 1916-м с британского Mark I — угловатой, медленной, ненадёжной, но по тем временам революционной машины, которая впервые научилась пересекать траншеи и заграждения из колючей проволоки. Она буквально разорвала позиционную стагнацию Первой мировой и доказала, что броня ломает укреплённую оборону там, где пехота бессильна.

Французский Renault FT закрепил успех. Он получился лёгкий, манёвренный, с башней кругового вращения и классической компоновкой (двигатель сзади — управление спереди). Именно он стал первым танком в привычном нам понимании. Почти все машины XX века — от советских до американских — выросли из этой базовой модели.

В 1940-м на поле боя вышел Т-34, который стал символом всех времён и народов. Наклонная броня, широкие гусеницы, мощная пушка сделали его кошмаром для вермахта. Т-34 показал, насколько важно сочетание мобильности, огневой мощи и технологичности.

США в ответ пошли своим путём и совершили масштабную революцию. M4 Sherman позволил союзникам вести войну на десятках фронтов одновременно. Именно «Шерман» стал опорой механизированной войны, где побеждает сила.

И, наконец, немецкий Tiger I — машина-монстр, которая стала эталоном качества бронированной техники. Выдающаяся броня, легендарная 88-мм пушка, способность уничтожать противника на дистанции, с которой даже не видно самого этого «Тигра». Его появление вызвало шок и заставило весь мир срочно создавать тяжёлые танки нового поколения.

Все эти машины — не просто музейные экспонаты. Они заложили три магистральные линии развития: сбалансированный средний танк, массовый универсальный танк и тяжёлую машину огневого превосходства. Позднее эти подходы сошлись в одном классе — основном боевом танке, который стал наследником всех трёх философий сразу.

Ранее мы писали, почему в СССР мощный двигатель был проблемой.

Фото Wikimedia Commons